Звоните нам!
(812) 309-34-43
  Детский сад     О компании     Контакты  
 
 

Распорядок дня

Когда приходит время отдавать ребенка в детский сад, как правило, родители сталкиваются с рядом проблем. Муниципальные детские сады переполнены, очередь в детский сад такая, что в ней приходится стоять годами. Выход в этой ситуации один: отдать ребенка в частное дошкольное учреждение или найти детский сад семейного типа. И, если государственные детсады имеют схожую систему воспитания, примерно одинаковое оборудование, мебель и игрушки, то частные дошкольные учреждения могут в значительной степени отличаться и друг от друга, и, конечно, от муниципальных детсадов. Узнать основные сведения о детсаде можно и без непосредственного посещения учреждения. Телефоны детских садов можно узнать в справочниках или на интернет-сайтах, которые сегодня имеют многие дошкольные учреждения.

безопасность в детском саду
Безопасность в детском саду

Выбирая, куда отдать ребенка, лучше всего узнать телефоны детских садов, находящихся поблизости, и, позвонив, выяснить все интересующие родителей вопросы. А вопросов у родителей должно быть много. Есть ли у детсада лицензия? Как обеспечивается безопасность в детском саду? По какой образовательной системе работают педагоги дошкольного учреждения? Какие дополнительные занятия проводятся с детьми? Работает ли детский сад летом? И множество других. Всю предварительную информацию можно выяснить по телефону, но окончательное решение нужно принимать только после посещения детского сада.

Нужно познакомиться с заведующей и воспитателем, осмотреть групповую ячейку и залы общего пользования: музыкальный, физкультурный и прочее. Чтобы определиться с финансовой стороной вопроса, нелишне будет получить у заведующей предварительные консультации: в детском саду помимо ежемесячных взносов могут быть введены обязательные платежи за охрану, оплату дополнительных занятий и тому подобное. Представление о детском саде у людей, выросших в советское время, может в корне отличаться от современной реальности. Сегодня в детском саду могут быть организованы специальные обучающие классы, которые оснащаются компьютерами и оборудованием для просмотра видеофильмов.

Безопасность в детском саду обеспечивается наличием современных систем противопожарной и охранной сигнализации. Воспитательный процесс также претерпел значительные изменения. Консультации в детском саду позволяют родителям контролировать не только воспитательный процесс, но и успехи ребенка, его проблемы, испытываемые им трудности. По своему предназначению все детские сады могут быть разделены на общеобразовательные, специализированные и комбинированные. Если у ребенка обнаружены какие-либо отклонения в физическом или психическом развитии, тогда ему нужно посещать специализированный или комбинированный детский сад, имеющий несколько групп для детей с хроническими заболеваниями или отклонениями в развитии.

пециальные программы обучения, кабинеты с необходимым оборудованием, врачебные консультации в детском саду специализированного или комбинированного типа позволяют ребенку развиваться и умственно и физически. Так, например, в детском саду для слабослышащих детей должен быть оборудован класс с сурдотехнической аппаратурой, в детсаду для детей с различными нарушениями зрения следует предусмотреть наличие плеопто-оптопрической комнаты и кабинета тифлопедагога. И если для детей с ограниченными возможностями выбор детских садов ограничен, то остальным предлагают свои услуги множество общеобразовательных дошкольных учреждений.

При выборе детского сада нужно обращать внимание на распорядок дня, программу и методики, согласно которым проводятся занятия, ознакомиться с предлагаемым меню. Дополнительными плюсами для детсада являются наличие бассейна, возможность обучения ребенка иностранному языку, ритмике, танцам и прочему. Если детский сад летом не функционирует, нужно заранее продумать, кто будет заниматься с ребенком в летнее время. Ведь ребенок еще слишком мал, чтобы все лето провести дома в одиночестве. Можно, конечно, отправить детей в детский лагерь, но смена длится всего 21 день. Выходом может стать частный детский сад. Как правило, частный детский сад летом работает в том же режиме, что и в течение учебного года. К тому же в частных учреждениях предоставляется больше возможностей для интеллектуального и физического развития детей, да и питание, как правило, гораздо лучше, чем в муниципальных. Многие родители, отдав детей в частный сад лишь на лето, принимают решение посещать его круглый год.

Структура детского сада

группы детского сада
Группы детского сада

Классическая структура детского сада включает в себя определенное количество групповых ячеек, зал для музыкальных занятий, гимнастический зал, кружковые комнаты. Групповая ячейка должна состоять из пяти функциональных помещений: раздевалка, групповая комната, спальня, буфетная, туалетная комната. Кроме того, типовая структура детского сада предполагает наличие служебно-бытовых и вспомогательных помещений: кабинеты администрации, медицинский кабинет, пищеблок, прачечная, кладовые, помещения для хранения белья, туалеты. Комбинированный детский сад должен иметь специализированные помещения для занятий с детьми.

Под специализированными помещениями понимаются кабинет логопеда, плеопто-ортоптическая комната, залы для проведения занятий с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и прочее. Важная характеристика детского сада – это способ разделения детей на возрастные группы. Обычно выделяются: ясельная группа для малышей до двух лет, младшая группа детского сада для детей в возрасте 2-3 года, средняя – для детей 3-4-х лет, старшая – 4-5-ти лет и подготовительная – для подготовки к школе детей 5-6-ти лет. Число групп определяется возможностями детского учреждения и количеством воспитанников.

Однако это деление достаточно условно и различные детские учреждения могут устанавливать свои правила распределения детей по группам. Например, существуют смешанные группы для детей от двух до семи лет. Нормативно допустимая наполняемость детсадовских групп составляет 10 человек для малышей от двух месяцев до 1-го года, 15 человек для детей в возрасте от 1-го года до 3-х лет и 20 человек для детей от 3-х до 7-ми лет. Специализированные группы комбинированного детского сада должны включать в себя меньшее количество воспитанников. В зависимости от вида заболеваний или отклонений в развитии количество детей в группе должно составлять от 5-ти до 10-ти.

Нормативные требования к детским садам

Типовой детский сад, как правило, представляет собой отдельно стоящее здание, имеющее обособленный участок земли. Допускается размещение детского сада на 150 и менее мест в помещениях, встроенных или пристроенных к жилым домам. Встроенный в жилой дом детский сад должен располагаться на нижних этажах (не выше третьего). Типовой детский сад состоит из набора групповых ячеек (от четырех до десяти) и общих для всех детей специально оборудованных помещений.

Группы детского сада для малышей до двух лет должны располагаться на первом этаже, группы для детей старше 2-х лет допускается размещать на втором этаже. Третий этаж (в случае его наличия) используется для размещения групп для детей старших групп, а также специализированных и служебных помещений. Нормативные требования к детским садам устанавливают высоту потолков всех помещений не менее трех метров. Отклонения возможны только для служебных или дополнительных помещений. Здание детского сада должно иметь несколько входов. Как правило, каждая ясельная группа имеет отдельный вход. Для групп других возрастных категорий должен быть предусмотрен отдельный вход на каждые четыре группы.

детский сад летом
Детский сад летом

Перед входом в ясельные группы план детского сада должен предусматривать колясочные помещения или террасы, площадь которых составляет не меньше 12-ти кв.метров для одной группы. Если старшие группы детского сада располагаются на втором или третьем этаже, то допускается раздевалку разместить на первом этаже, в непосредственной близости от входа. Однако раздевалка для каждой группы должна размещаться в отдельном помещении. Требования к детским садам предусматривают определенный размер помещений групповых ячеек. Так раздевалка должна быть не менее 18 кв.метров, групповая (игровая) комната – не менее 50-ти кв.метров, спальня – не менее 50-ти кв.м., туалетная комната – 16 кв.м.

В раздевалке обязательно наличие индивидуальных шкафов для одежды, скамеек или пуфов. Если в детском саду отсутствует специальный сушильный шкаф для верхней одежды и обуви, шкафы в раздевалке должны быть с подсушкой. Группы детского сада должны быть разделены минимум на две зоны. Место для приема пищи и проведения занятий должно иметь размеры 4,65*5,75 м. при расчете на 20 детей. Игровое пространство должно представлять собой две-три полузамкнутых зоны, размер каждой должен составлять не менее 4-х кв.метров. Высота подоконников в групповой комнате не должна быть менее 60-ти см.

Нормативные требования к детским садам определяют размеры буфетной не менее 2,2 метров в длину и 1,35 метра в ширину. Буфетная должна быть оборудована трехраковинной мойкой, столом и навесными шкафами, предназначенными для хранения комплекта посуды. Туалетная комната является обязательной для любой группы детского сада. Туалетная должна быть разделена на две зоны: умывальную и зону санузлов. В умывальной зоне располагаются раковины (3-4 шт. для детей и 1 для воспитателей) и душевой поддон, предназначенный для проведения закаливающих процедур. В зоне санузлов располагаются детские унитазы.

Туалетная комната для ясельных групп оборудуется в одном помещении. Она должна иметь четыре раковины: три для малышей и одну для персонала, шкаф или полку для горшков, слив-видуар для обработки горшков, детскую ванну и шкаф для хозяйственных принадлежностей. Спальни группы детского сада оборудуются индивидуальными детскими кроватями и стульчиками, на которые дети складывают одежду. Расстояние между изголовьями кроватей должно быть не менее 30 см, между длинными сторонами – 65 см. Такое расстояние рекомендуется для защиты детей от инфекционных заболеваний.

Помещения для проведения музыкальных уроков и залы для занятий физкультурой являются обязательными для любого дошкольного учреждения. Как правило, детский сад вместимостью до 100 мест, имеет один универсальный зал, использующийся и для музыкальных занятий, и для проведения физкультуры. Если дошкольное учреждение рассчитано более чем на 100 воспитанников, целесообразно предусмотреть два зала: специализированный музыкальный и зал для проведения спортивных упражнений. Такой вариант удобен при размещении залов для занятий на разных этажах или в разных зданиях-блоках. Площадь каждого зала должна быть не менее 75 кв.метров.

Стандартный план детского сада не предполагает отдельного помещения для проведения детских праздников. Поэтому все утренники и спектакли проводятся в зале для занятий музыкой и физкультурой. Такой вариант использования предполагает наличие в зале для гимнастических и музыкальных занятий наличия мест для зрителей и подиума для проведения представлений. Площадь сцены-подиума должна составлять не более 30 кв.метров. Рекомендованное для типового детского сада число стационарных зрительских мест равняется восьмидесяти. При проведении детских праздников также нужно учитывать, что согласно нормам для детского сада одновременно в зале могут находиться одна или две группы детей и их родители.

Целесообразно в типовом детском саду предусмотреть наличие универсального кружкового помещения площадью от 35 до 55 кв.метров. Такое помещение может иметь самые разнообразные варианты использования. Кружковое помещение может использоваться как классный кабинет, место для детского творчества (рисование, лепка, работа над поделками и прочее), кабинет для занятий иностранными языками. Кроме того, здесь могут проводиться просмотры обучающих и развлекательных диафильмов и видеоматериалов.

Нередко в план детского сада входит бассейн. Наличие бассейна, безусловно, - положительная характеристика детского сада. Занятия на воде считаются эффективным инструментом физического развития и оздоровления детей. Нормы для детского сада определяют площадь зеркала воды не менее трех кв.метров на одного ребенка в возрасте до семи лет. То есть в бассейне площадью 30 кв.метров может заниматься одновременно не более десяти воспитанников. Для занятий с десятью детьми необходимо присутствие одного инструктора по плаванию. Занятия в бассейне проводятся с детьми старше трех лет. Дополнительно при бассейне может быть предусмотрено помещение или свободная площадка в самом зале, предназначенная для предварительной разминки и занятий по обучению плаванию на суше. Площадь такой площадки составляет от 36 до 54 кв.метров.

Расписание дня в детском саду

У многих родителей складывается представление детского сада, как организации со строгим режимом. Это и так, и не так одновременно. Для здоровья и гармоничного развития детей немаловажное значение имеет соблюдение режима дня. Режим дня – это определенный порядок следования времени сна и бодрствования, гигиенических процедур, занятий физкультурой, приема пищи, интеллектуальных занятий и игр. Для того, чтобы ребенок был полон сил, жизнерадостен, но в то же время не перевозбужден, необходимо строгое соблюдение режима дня. Если ребенка вовремя не покормить, не уложить спать, не вывести на прогулку, это отрицательным образом скажется на его настроении и самочувствии. Несоблюдение режима дня может сделать детей вялыми или перевозбужденными, стать причиной капризов, плохого аппетита и сна. Поэтому так важен контроль в детском саду за соблюдением режима.

представление детского сада
Представление детского сада

Существует типовой режим дня, рассчитанный на двенадцатичасовое пребывание детей в детском саду. Однако все дошкольные учреждения имеют право корректировать режим дня в зависимости от сезона, времени пребывания детей в саду, режима работы родителей и пр. Так детский сад летом работает несколько по иной схеме, чем зимой. В холодный период время прогулок уменьшается, что компенсируется дополнительными играми или развивающими занятиями. Основой для составления режима дня является чередование видов деятельности. Так после подвижных игр или занятий физкультурой детям нужен отдых, который может заключаться в просмотре мультфильмов или проведении уроков творчества.

Также необходим в детском саду контроль над соблюдением режимов сна и питания, являющихся основополагающими для детского здоровья. Строгое соблюдение режима дня – это положительная характеристика детского сада, как учреждения для воспитания детей. Помимо обеспечения оптимальной физической и умственной нагрузки, соблюдение режима необходимо для приучения детей к дисциплине. Если ребенок привык, что после прогулки нужно вымыть руки, покушать и отправляться спать – ни одно из перечисленных действий не вызовет у него сопротивления.

Вид занятий в часы бодрствования, их количество и продолжительность устанавливаются в соответствии с возрастом детей и теми возможностями, которыми располагает детский сад: найти увлекательные и полезные занятия для детей – задача руководства и непосредственно воспитателя. Все занятия, проводимых во время бодрствования детей, должны проводиться с учетом безопасности в детском саду. Так в зимний период недопустимо чересчур длительное нахождение детей на улице, чтобы избежать простудных заболеваний. В детском саду летом нельзя проводить прогулки в часы солнцепека на открытой площадке, чтобы избежать перегрева и солнечных ударов. Во время прогулки дети должны быть одеты по погоде. Подвижные игры должны проводиться на предназначенной для этого площадке, не имеющей травмоопасных объектов.

Питание в детском саду

Крайне важным условием для здоровья детей является полноценное питание в детском саду. Существуют определенные нормы организации питания детей, утвержденные Министерством образования и Министерством здравоохранения. Все детские сады должны придерживаться установленных норм, поэтому родители могут быть уверены, что меню детского сада включает в себя все необходимые питательные вещества. Детское меню очень тщательно рассчитано по нормам калорийности для каждого возраста. Так для детей младше трех лет дневная норма калорий составляет 1540 Ккал, а для детей от 3-х лет – 1900 Ккал. При разработке меню детского сада эти цифры обязательно учитываются.

Из каких же продуктов может состоять рацион ребенка в детском саду? По утвержденным нормам питание в детском саду включает в себя:

  • молоко и кисломолочные продукты (сыр, сметана, кефир, творог);
  • мясо, птица, рыба;
  • овощи: картофель, морковь, свекла, капуста, огурцы, томаты;
  • яйца;
  • фрукты и ягоды (как свежие, так и сухофрукты);
  • орехи;
  • чай, какао-напиток;
  • соки и нектары;
  • хлеб, булочки;
  • макаронные изделия;
  • крупы и бобовые;
  • соль, специи, пищевые жиры;
  • кондитерские изделия: витаминизированные конфеты, вафли, зефир, джем, повидло, мед

Как правило, один и тот же продукт в меню детского сада не может быть включен в разные приемы пищи. То есть, если детей кормили на обед макаронами, на ужин их дать не могут. К тому же меню детского сада составляется на неделю и исключает повторения блюд. Однако при составлении меню существуют определенные правила. Составляя дневной рацион, в первую очередь сотрудники детсада учитывают наличие в нем необходимого количества белков, углеводов и жиров. Основой детского питания, безусловно, должен быть белок, являющийся главным строительным материалом для организма. Источниками белка являются мясо (в том числе мясо птицы), рыба, яйца, молоко и кисломолочные продукты. Однако одних белков животного происхождения в рационе ребенка недостаточно. Меню детского сада должно также включать растительные белки, которыми богаты крупы (гречневая, пшенная, овсяная), хлеб, бобовые. Углеводы являются источником энергии, поэтому их присутствие в меню детского сада обязательно. Источниками углеводов служат овощи и фрукты, а также крупы, хлеб и макаронные изделия. Кроме того, углеводы содержатся в мёде, джемах, сахаре, кондитерских изделиях, которые включаются в детский рацион в ограниченных количествах.

Основную часть жиров в питании в детском саду должны составлять жиры животного происхождения. Их источниками являются сметана, сливочное масло, сливки. Растительные жиры (подсолнечное, оливковое масло) должны составлять не более 20% общего количества жиров в суточном рационе. Фрукты и овощи обязательно включаются в рацион питания в детском саду. Они содержат полезные витамины, микроэлементы, минеральные соли, столь необходимые растущему организму. Кроме того, овощи и фрукты содержат клетчатку и пищевые волокна, которые оказывают благоприятное воздействие на пищеварение. Масла, содержащиеся в овощах, способствуют выделению желудочного сока и являются отличным средством для повышения аппетита. Поэтому свежие овощные салаты в небольших количествах дают детям ежедневно.

типовой детский сад
Типовой детский сад

При составлении рациона питания также нужно учитывать, что существуют определенные рекомендованные интервалы для употребления некоторых продуктов. Так, если мясо, масло, молоко, хлеб, овощи и фрукты можно давать детям ежедневно, то яйца и творог рекомендуется включать в меню через один-два дня. Рыба должна присутствовать в рационе ребенка один раз в неделю. Основа меню в детских садах является достаточно схожей. Основным блюдом для завтрака может быть молочная каша, омлет или запеканка, завтрак из кукурузных хлопьев. Дополняют завтрак хлеб с маслом или бутерброд (например, с сыром или икрой), фрукты. Напитком может быть чай, какао или компот.

В обед меню детского сада обязательно включает два полноценных блюда: первое и второе. На первое детям предлагаются разнообразные супы, на второе – мясное блюдо с гарниром. Также на обед может быть предложен овощной салат. Напитком может быть сок или компот из сухофруктов. Питание в детском саду обязательно включает полдник, который обычно представляет собой небольшой перекус. В полдник детям могут быть предложены мучные и хлебобулочные изделия (оладьи, блинчики, булочки, пирожки и пр.), кисломолочные напитки или чай, фрукты. На ужин меню детского сада, как правило, предлагает салат, мясное или рыбное блюдо с гарниром, из напитков - компот, кисель или чай.

Питание в детском саду должно быть полноценным, разнообразным и здоровым. Поэтому существуют определенные продукты, запрещенные для питания детей в детском саду. Прежде всего к таким продуктам относятся копченые колбасные изделия. Дело в том, что сегодня копченые продукты приготавливаются путем добавления химических веществ, так называемого «жидкого дыма», который вреден для детского здоровья. Также в меню детского сада не могут включаться продукты длительного хранения в вакуумной упаковке, так как при их упаковке используется специальный химический раствор. Безусловно, исключаются газированные напитки, чипсы, жевательные конфеты и прочие продукты, содержащие большое количество химических добавок.

Если у ребенка выявлена аллергия на определенные пищевые продукты, то при поступлении малыша в детский сад в медицинской карте обязательно указываются конкретные аллергены: например, шоколад, рыба, цитрусовые и прочее. Родителям нужно также предупредить воспитателя о склонности ребенка к аллергическим реакциям и рассказать, какие продукты ему противопоказаны. Каждый детский сад обязательно оборудуется собственным пищеблоком, в котором и происходит приготовление пищи. При готовке предпочтение отдается сырьевым продуктам, а не полуфабрикатам. В пищеблоке обязательно соблюдаются все правила гигиены, установленные санитарными нормами. К тому же все детсады регулярно подвергаются санитарной проверке.

В каждом детском саду обязательно оборудуется стенд для вывешивания меню. Администрация садика обязана ежедневно (или еженедельно – в случае составления меню на неделю) обновлять представленную на стенде информацию. То есть все родители имеют возможность ознакомиться с меню детского сада и быть уверенными в том, что их дети получают здоровое и сбалансированное питание. К тому же составляемое в детском саду меню включает в себя такой пункт, как рекомендуемый ужин. Это своеобразная подсказка для родителей, которые хотят обеспечить ребенку полноценное питание.